1. Главная
  2. Блог
  3. Полезная информация
  4. Какие преференции отечественным производителям дает национальный режим закупок?

Какие преференции отечественным производителям дает национальный режим закупок?

12 сентября 2023
421

С 2015 года правительство РФ начало проводить системную политику по ужесточению проведения госзакупок для производителей промышленной продукции. С этой целью был введен национальный режим, ориентированный на отечественных производителей.
В статье мы рассмотрим, как нацрежим в тендерах и госзакупках помогает расширять возможности отечественного бизнеса.

Подпишитесь на наш телеграм-канал Corestone Про и будьте в курсе последних новостей о постановлениях кабмина РФ и правилах ТПП РФ.

Какими правилами регулируется национальный режим госзакупок по 44-ФЗ

Главная цель национального режима в госзакупках по 44-ФЗ — обеспечить экономическую безопасность России и усилить её обороноспособность. Поэтому правила нацрежима направлены на поддержку отечественных производителей и ограничение участия иностранных компаний в госзакупках.

Рассмотрим основные правила национального режима:

  • Запрет на участие в торгах импортной продукции: иностранные товары могут участвовать в торгах только при определенных условиях, об этом читайте в разделе ниже.

  • Преференции для отечественных производителей: отечественная продукция, включенная в Реестр Минпромторга, получает более выгодные условия при участии в тендерах.

  • Определена минимальная доля закупок отечественных товаров: госзаказчики обязаны выдерживать этот показатель в госзакупках. Перечень товаров указан в Приложении к ПП № 2014.

Как определяется необходимость применения национального режима по 44-ФЗ?

Решение о применении национального режима зависит от вида товара и его кода ОКПД 2. Если код товара указан в соответствующем постановлении или приказе, закупка должна проводиться с учетом правил национального режима.

Участие в закупках по 223-ФЗ

Закупки товаров и услуг, проводимые госкорпорациями, естественными монополиями и государственными компаниями, регулируются законом № 223-ФЗ. На данный момент этот закон не предусматривает четких правил национального режима и конкретного перечня товаров. Он устанавливает общие принципы закупок и запрещает размещение госзаказов в недружественных странах (перечень недружественных стран указан в Распоряжении Правительства N 430-р от 05.03.2022).

Особенности госзакупок по 223-ФЗ:

Заказчики разрабатывают собственные положения торгов и устанавливают требования к участникам и способы определения поставщика.

Преференции для российских поставщиков также предусмотрены, однако заказчики должны самостоятельно описывать требования к участникам и определять поставщика. Четких правил национального режима в 223-ФЗ нет.

Усиление преференции отечественных производителей в 2023 году

В 2023 году вступили в силу изменения законодательства, регулирующего национальный режим закупок. Перечислим ключевые из них:

  • Расширен перечень запрещенных импортных товаров.

  • Введен алгоритм «второй лишний» при выборе победителя тендера для закупок с ограничениями допуска по ПП № 617 достаточно только одной заявки с российскими или приравненными к ним товарами. 

  • Упрощена процедура локализации производства участникам Реестра: достаточно указать номер реестровой записи без необходимости дополнительно подтверждать локализацию. 

  • Введена трехуровневая система выбора поставщика радиоэлектроники:  российские товары, товары с зарубежными деталями и импорт в закупках радиоэлектроники. (ссылка на статью про это).

  • В закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ ужесточены требования к лимиту закупок  отечественной продукции.   

С 1 октября 2023 года ожидается, что правила закупок по 223-ФЗ будут приближены к 44-ФЗ, контрактное законодательство ужесточится, введут дополнительные запреты на закупку импорта:

  • Закупить импортные товары или поменять на него отечественную продукцию в процессе поставок не получится, если на торги вышел поставщик с российскими товарами. 

  • Введение виртуального демпинга на предложения поставщиков российской продукции на 15% побудит поставщиков импорта снижать цены или отказаться от участия в тендере.

Часть этих жестких мер уже реализована в ПП-616 и ПП-617:

  • ПП-616: отечественная  продукция, не включенная в Реестр Минпромторга, по умолчанию будет приравнена к импортной. В этом случае заявку на тендер отклонят. 

  • Ограничения на закупку импортной продукции, указанной в  ПП № 617, будут касаться не только товаров, но и выполнения работ, и оказание услуг. 

Исключения из правил нацрежима

Предусмотрены случаи, когда в госзакупках можно обойти запреты на участие импорта:

  • Если товар не выпускается в РФ или ЕАЭС;

  • Если необходимо обеспечить совместимость с ранее приобретенным импортом;

  • При небольших ценах на товары (до 300 тысяч рублей за единицу товара и при начальной цене тендера менее 1 миллиона рублей);

  • при закупках для нужд обороноспособности государства;

  • при закупках для силовых ведомств и ведомств специальных программ (ФСБ, ФСО, СВР, МВД, Минобороны, Росгвардии, ГУ и прочих);

  • при экстренных закупках для предупреждения или ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.


Вывод:

В программе импортозамещения закрепился тренд на ограничение закупок импорта и усиления преференций отечественным производителям при госзакупках и госконтрактах. Все эти меры направлены на развитие российской промышленности.

Для того чтобы воспользоваться преимуществами, которые создает Правительство РФ в рамках нацрежима госзакупок и тендеров, российским компаниям необходимо внести свою продукцию в один из реестров Минпромторга.

Компании CORESTONE поможет ускорить внесение продукцию в реестр Минпромторга в 3–5 раз, чем при самостоятельном прохождении процедуры