Национальный режим как драйвер экономической безопасности
Государственные закупки формируют значительную часть рынка. Национальный режим помогает укреплять внутренний потенциал и стимулировать российских производителей расширять ассортимент. Рост производства отечественных товаров укрепляет экономическую безопасность, снижает зависимость от внешних поставок и поддерживает местных производителей и бюджеты всех уровней.
Нацрежим — фактор устойчивости
Нацрежим действует с 1 января 2025 года (постановление Правительства №1875), точно описывает статус “российское происхождение” товаров, применяется в рамках 44 ФЗ и 223-ФЗ, регламентирует доступ иностранной продукции к госзакупкам, определяет преимущества российских товаров перед иностранными в закупочных процедурах, лимитирует объемы закупок иностранных товаров.
Главная цель нацрежима — создать конкурентные условия для поставщиков товаров, произведенных в России и странах ЕАЭС, что гарантирует рост производства на территории этих стран.
С 1 января единственным ресурсом, подтверждающим статус “российская продукция” является реестр Минпромторга. Он состоит из двух разделов: “Реестр российской промышленной продукции” (РРПП) и “Единый реестр российской радиоэлектронной продукции” (ЕРРРП). Всё вместе — это информационная база, включающая в себя полный актуальный перечень произведенных отечественными предприятиями товаров, официально подтвержденных как “российские”.
Поставщики, которые предложат подтвержденные российские товары, получают приоритет при выборе победителя. Заказчики учитывают реестровые записи из реестров Минпромторга, а также из «Евразийского реестр промышленной продукции» (ЕРПП), чтобы документально подтвердить страну происхождения товара. Подобная система повышает привлекательность локального производства товаров, обеспечивает спрос на российскую продукцию, стимулирует внедрение и модернизацию технологий, а также внутренние инвестиции.
Экономический эффект национального режима
Национальный режим поддерживает внутреннего производителя. Запреты и ограничения на импортные товары создают благоприятные условия для локальных компаний. Приоритетный доступ российских товаров к государственным контрактам стимулирует развитие отечественного производства, улучшает позиции местных производителей на внутреннем рынке, закладывает их экспортный потенциал. Все это уже в среднесрочной перспективе будет работать на повышение конкурентоспособности российских производителей, конечно, если грамотно распорядиться возможностями нацрежима, а не “проесть” полученные результаты преференций.
Национальный режим стимулирует расширение производственных мощностей. Увеличение объемов заказов требует привлечения дополнительной рабочей силы. В результате создаются новые рабочие места в ключевых отраслях. Например, реализация мер по импортозамещению позволила увеличить занятость в обрабатывающей промышленности на 10% за последние три года.
Повышение доли отечественных товаров в закупках положительно влияет на национальную экономику. Рост производства и продаж российских компаний увеличивает валовой внутренний продукт. Исследования показывают, что доля импортозамещенных продуктов в ВВП страны достигает 1,5% ежегодно. А сниженная зависимость от импорта укрепляет экономическую стабильность.
Экономическая безопасность – смысл национального режимаОдно из определений национального режима – это комплекс мер, направленных на приоритетное использование отечественных товаров, услуг, технологий и рабочей силы в ключевых отраслях экономики.
Снижение зависимости от импорта:
-
Усилится поддержка российских производителей, что уменьшит риски из-за санкций или разрыва цепочек поставок.
Особенно важно в машиностроении, IT, фармацевтике, сельском хозяйстве и оборонке.
Контроль за иностранными инвестициями:
-
Жёсткие ограничения на покупку стратегических активов иностранцами (энергетика, инфраструктура, ВПК).
Это защитит критически важные предприятия от враждебных поглощений.
Поддержка отечественных технологий:
-
Льготы и госзаказы для российских IT-решений, промышленного оборудования и софта.
Снижение утечки данных и технологий за рубеж.
Ограничение госзакупок иностранных товаров:
-
Бюджетные деньги будут тратиться в первую очередь на российскую продукцию (даже если она дороже).
Это стимулирует внутреннее производство, но может временно повысить цены.
Регулирование трудовой миграции:
-
Квоты на иностранных работников (особенно в строительстве, транспорте, ЖКХ).
Цель – снизить социальные риски и повысить занятость россиян.
Технологической независимостью: нужно развивать свои технологии, иначе останется зависимость от "серых" схем импорта.
Финансовой устойчивостью компаний: российские предприятия должны быть готовы быстро заменить иностранные комплектующие.
Квалифицированными кадрами: возрастает ценность квалифицированных специалистов, отсутствие которых может тормозить импортозамещение.
Контроль за исполнением нацрежима: соблюдение всеми субъектами экономики правил, направленных на достижение целей импортозамещения, если правила будут нарушаться, эффект от национального режима снизится.
Это повлечет:
Уход в "серый" импорт — компании могут начать искать “обходные пути”, что ослабит внутреннюю экономику.
Рост коррупции — лоббирование исключений для отдельных фирм подорвёт доверие к системе и национальному режиму, как ее части.
Дефицит критических товаров — если своё производство не запустят вовремя, возможны перебои (например, в медицине или электронике).
Усиление санкционного давления — если зависимость от Запада сохранится, уязвимость экономики останется и будет только возрастать.
Но только при условии:
Реального роста собственного производства.
Жёсткого контроля за исполнением правил.
Поддержки бизнеса в переходный период.
Если же нацрежим соблюдать формально или саботировать, риски только вырастут – от технологического отставания до новых кризисов снабжения.
Внесение товаров в реестры Минпромторга – каркас национального режима
Российские производители, которые планируют участвовать в госзакупках и получать преимущества на тендерах, в первую очередь должны внести свою продукцию в реестры Минпромторга. Для этого потребуется собрать комплект документов, пройти экспертизу ТПП и получить реестровую запись для своих товаров в соответствующем реестре Минпромторга (РРПП или ЕРРРП). Сведения из реестра, а формализованный документ – это выписка из реестра, во всех случаях подтвердят статус продукции, уровень ее локализации в России.
Выписка из реестра безальтернативно убеждает заказчика в том, что продукция создана на российской территории, имеет статус “российская продукция”. Этот статус делает реальным шанс на победу в тендере. А если выигрыш произошел в сегменте госзакупок, то заключается контракт, открывающий предприятию доступ к государственным средствам.
-
Стабильная выручка. Регулярный госзаказ, финансируемый из бюджета, обеспечивает планируемый поток доходов, помогает расширять производство.
Рост спроса. Продукция в реестре дает возможность производителю попадать в список предпочтительных поставщиков госкорпораций и крупных закупщиков. Это может заметно увеличить объем получаемых заказов.
Получение дополнительных ресурсов для развития предприятия. Производители “реестровой” продукции получают доступ к различным мерам господдержки (субсидии, льготы, компенсации затрат).
Повышение репутации. Статус подтвержденного российского производителя сообщает потребителям, партнерам и властям о серьезном подходе компании к своему бизнесу, о надежности и стремлении развиваться на стратегическую перспективу.
Компании, которые вносят продукцию в реестр Минпромторга, повышают конкурентоспособность, вносят вклад в общую устойчивость отечественного рынка, а значит в экономическую безопасность предприятия и государства в целом.
Механизмы нацрежима: запрет, ограничение, преимущество
Постановление правительства №1875 всем российским производителям следует знать во всех деталях. В рамках этой статьи мы коснемся трех механизмов, которые реализуют на практике национальный режим.
1. Запрет на закупку иностранного товараПрименяется при закупках по 44-ФЗ. Заказчик не может приобретать иностранные товары, которые входят в Приложения № 1 к ПП РФ № 1875. Этот перечень включает 151 позицию, классифицируемую по ОКПД-2.
При реализации запрета заказчик также не может:
Заменить товар на иностранный;
Заключить контракт на поставку иностранного товара с единственным поставщиком;
Заключить контракт с иностранным субъектом по итогам закупки у единственного поставщика.
Это правило применяется одинаково для закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Если в тендере на поставку товаров участвует хотя бы одна заявка с российским товаром, заказчик обязан отклонить все предложения с иностранной продукцией. Данный механизм называют «правилом второго лишнего». Оно действует только в отношении товаров, включенных в Перечень (Приложение № 2 к Постановлению Правительства РФ № 1875). В списке содержится 465 позиций, классифицированных по ОКПД-2.
При реализации ограничений заказчик не может:
Заменить товар на иностранный;
Заменить российского поставщика на иностранного поставщика (нерезидента РФ);
Для радиоэлектронной продукции — заменить товар первого уровня на товар второго уровня или иностранный.
В закупках радиоэлектроники с уровнями (п. 195, 197 — 199, 203 Приложения №2) ограничение применяют по такому алгоритму: товары первого уровня имеют приоритет над товарами второго уровня и товарами без уровня. Если на закупку не подано заявок с товарами первого уровня, товары второго уровня имеют приоритет над товарами без уровня.
3. Преимущество «российским» заявкамПрименяется в равной степени при закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ, если подана минимум одна «российская» заявка и одна «иностранная». В этом случае цена всех товаров со статусом “российский” принимается со снижением на 15%. Расчет ОСУ (оценки снижения уровня) — заказчик «мысленно» снижает цену всех «российских» заявок на 15%. Однако контракт или договор заключают по изначально предложенной цене, без снижения.
Для установления преимуществ не требуется классификация продукции по ОКПД-2 и отдельного перечня.
Если закупка включает два и более товара, то «иностранной» считают заявку хотя бы с одним иностранным товаром.
При реализации преимуществ заказчик не может:
Заменить товар на иностранный, если в заявке поставщик предлагал российский товар
Если осуществляется “сборная закупка”, то ПП №1875 позволяет заказчикам объединять в один лот товары из Приложений № 1, № 2 и не включенные в эти перечни. Т.е. в одной закупке можно применять и запрет, и ограничение, и преимущество. Из этого правила есть исключения, которые касаются:
Части музыкальных инструментов;
Части медицинских изделий;
Некоторых позиций радиоэлектроники;
Некоторых лекарственных препаратов из списка жизненно важных и не относящихся к этому списку;
Стратегически значимых лекарственных препаратов, не включенных в такой список.
Если оцениваются заявки, где в один лот собраны товары с применением разных механизмов нацрежима, то при рассмотрении таких заявок с продукцией из Приложения № 1 применяют запрет, из приложения № 2 — ограничение, а к остальным товарам — преимущество.
Рассмотрение происходит пошагово в такой последовательности:
Шаг 1. Рассмотрение товаров, подпадающих под запрет. Если среди поданных есть заявки с иностранными товарами, подпадающими под запрет, заказчик их отклоняет. Запрет применяют к конкретному товару, при этом отклоняют всю заявку.
Шаг 2. Рассмотрение товаров с ограничением допуска. Если среди оставшихся заявок есть заявки с иностранными товарами, подпадающими под ограничение, заказчик их отклоняет по правилу «второй лишний». Ограничение применяют к конкретному товару, но отклоняют всю заявку.
Шаг 3. Предоставление преимуществ. Если среди допущенных к участию заявок есть предложения с товарами, имеющими статус "российский" или подтвержденное происхождение из стран ЕАЭС, заказчик предоставляет им ценовое преимущество. Для этого к указанным заявкам применяется расчетное снижение цены на 15% при сравнении с другими участниками.
Преимущество применяют:
-
Если в объекте закупки есть хотя бы один товар не из Приложений № 1 и № 2;
Только к полностью российским или приравненным к ним заявкам;
Если на заявку подана хотя бы одна российская и хотя бы одна иностранная заявка;
Ко всей продукции, составляющей объект закупки;
К цене заявки, а не к цене позиции, попавшей под преимущество.
Включаете продукцию в реестры Минпромторга? Обратитесь в «Corestone»!
Компания «Корстоун» помогает российским предприятиям подготовить документы для экспертизы и включения в реестры Минпромторга.
Наши услуги включают:
Сбор и анализ необходимых документов и данных;
Формирование каталога в ГИСП;
Подачу заявки в Торгово-промышленную палату (ТПП);
Поддержку на всех этапах вплоть до включения в реестр.
Главная цель нашей работы — помочь клиенту получить официальный статус «продукция российского происхождения», независимо от текущей стадии готовности.
Обратившись к нам, вы сможете:
Воспользоваться преимуществами национального режима в России;
Повысить конкурентоспособность своей продукции;
Создать прочную основу для развития бизнеса.
«Corestone» в цифрах:
9 недель — средний срок включения продукции в реестр.
1 200+ реализованных проектов с 2015 года.
100 000+ позиций товаров внесли в реестры с 2020 года.
90% клиентов возвращаются за повторными услугами.
30+ отраслей промышленности в нашем портфеле.
Как мы работаем? Назначаем команду экспертов, которые полностью берут проект под контроль. Проводим аудит документации на соответствие требованиям и исключение ошибок. Дорабатываем или создаем недостающие документы, предоставляем шаблоны. Подготавливаем клиента к проверкам и консультируем для успешного прохождения экспертизы. Полностью освобождаем от взаимодействия с инстанциями и добиваемся внесения продукции в реестр. Сэкономим время, снизим риск отказа, исключим расходы на повторную подачу заявки.
Обратитесь к нам, чтобы укрепить позиции вашей компании и открыть доступ к новым возможностям.