Вебинар "Национальный режим по 1875 Постановлению 2025 года" для производителей | Как теперь победить закупки по 44 и 223 ФЗ
Начнем с рассмотрения текущих норм, а затем перейдем к анализу предстоящих глобальных изменений. Важно понимать, как механизмы национального режима работают сегодня, чтобы успешно адаптироваться к новым правилам в следующем году. Начнем с электронных аукционов по 44-ФЗ, где на конкретном примере разберем, как функционирует национальный режим.
Почему именно 44-й федеральный закон и электронные аукционы?
Электронные аукционы лидируют по количеству проведенных процедур и объемам начальных максимальных цен контрактов. Они проводятся на восьми специализированных электронных площадках, все операторы которых собраны в единой информационной системе.
44-ФЗ важен, поскольку именно по нему государственные и муниципальные заказчики осуществляют закупки, регулируя основные финансовые потоки. Статья 14 44-ФЗ подробно описывает применение «национального режима» при закупках.
«Национальный режим» обязателен и регулирует товары, работы и услуги из иностранных государств. С 1 января 2025 года подзаконные акты утратят силу, и будет введен новый нормативно-правовой акт, объединяющий существующие документы, что на первых порах создаст сложности для заказчиков и участников аукционов.
До конца года действуют четыре механизма национального режима: запрет на допуск, ограничение допуска, квотирование и условия допуска, каждый из которых регулируется своим нормативно-правовым актом.
Например:
— 616-е постановление правительства – запрет на допуск для промтоваров.
— 617-е постановление правительства – ограничение допуска.
— Радиоэлектроника – 878-е постановление правительства.
— Медицинские изделия – 102-е постановление.
— Квотирование – 2014-е постановление правительства для 44-ФЗ и 2013-е постановление для 223-ФЗ.
Получается, что правительство РФ устанавливает запреты и ограничения на допуск иностранных товаров к закупкам по 44-ФЗ, а перечень таких товаров и условия их допуска определяет Минфин России.
Условия допуска регулируются приказом Минфина № 126-Н. С 1 января 2025 года подзаконные акты утратят силу, но останется правоприменительная практика, которая будет действовать на основе уточнённой статьи 14 44-ФЗ.
Принят федеральный закон № 318-ФЗ от 8 августа 2024 года, который вносит изменения в законодательные акты РФ и признаёт утратившими силу отдельные положения. Закон вступил в силу с 1 октября 2024 года, а новые правила «национального режима» заработают с 1 января 2025 года.
В 44-ФЗ и 223-ФЗ внесены изменения. Статья 14 44-ФЗ регулирует применение национального режима до конца 2024 года, а с 1 января 2025 года будет действовать новый механизм.
Сейчас применение национального режима прописано в каждом отдельном постановлении правительства, но с 1 января будет единый механизм. В 223-ФЗ также появилась статья о предоставлении «национального режима» при закупках.
Механизмы упрощаются:
1. «Запрет на допуск» меняется на «запрет закупок товаров».
2. «Ограничение допуска» меняется на «ограничение закупок товаров».
3. Квотирование заменяется новой мерой.
4. «Условия допуска» меняются на «преимущество».
По 223-ФЗ с 1 января 2025 года будут действовать те же механизмы, что и в статье 14 44-ФЗ. Запрет на допуск промышленных товаров из иностранных государств устанавливается постановлением правительства № 616 от 30 апреля 2020 года. В проекте Минфина также предусмотрен запрет на закупки таких товаров с 1 января 2025 года.
Перечень товаров, к которым применяется запрет на закупки, идентичен перечню из постановления № 616. Запрет на закупки устанавливается в извещении о закупке, и заказчики будут руководствоваться новыми нормативно-правовыми актами.
Что же нужно приложить в заявке на участие в электронном аукционе?
В 616-м постановлении прописано, что подтверждением производства продукции на территории РФ является наличие сведений о такой продукции в Реестре Российской промышленной продукции, размещённой в Государственной информационной системе промышленности (ГИСП). Для продукции ЕАЭС — сведения в Евразийском реестре промышленных товаров.
Для участия в закупке необходимо указать номер реестровой записи из реестра Минпромторга, который можно найти в соответствующем реестре или выписке.
Запрет на допуск применяется как к конкурентным процедурам, так и к закупкам с единственным поставщиком, поэтому без заключения Минпромторга контракт не заключат. Заявки без реестровой записи будут отклоняться.
Есть исключения до конца года: числовые устройства, ручные электроинструменты, медицинские маски и вакуумные пробирки. Для аукционов с начальной максимальной ценой контракта менее 1 млн и ценой единицы товара до 300 тыс. руб. заказчик может не устанавливать запрет на допуск.
Важно детально проверять коды ОКПД-2 для исключений. Для заключения контракта требуется выписка из реестра Минпромторга.
В следующем году механизм останется прежним для 44-го федерального закона, но для 223-го федерального закона будет применяться новая мера для иностранных товаров и услуг.
Идём дальше.
Рассмотрим следующий механизм национального режима — квотирование. Оно применяется к товарам, перечисленным в постановлениях правительства, ограничивая допуск иностранных товаров. Практически все товары вошли в постановление № 2014.
Для заказчиков была установлена минимальная доля закупок российских товаров, которую они должны были соблюдать до конца 2024 года. С 1 января 2025 года эта мера уходит, и заказчики будут указывать характеристики российских товаров.
В проекте постановления собран перечень всех промышленных товаров. Заказчики будут ориентироваться на ГИСП, где размещены товары с выписками из реестра Минпромторга.
До конца года, если код товара попадает в перечень, они обязаны собирать коммерческие предложения у поставщиков с выпиской из реестра Минпромторга. Например, для покупки светильников, попадающих под квотирование, нужно смотреть ГИСП и запрашивать предложения только у производителей с выпиской из реестра российской промышленной продукции.
Это важно, так как заказчики будут искать поставщиков в ГИСП ещё до размещения графика закупки. Включение промышленной (в т. ч. радиоэлектронной) продукции в реестр Минпромторга — это единственно правильный путь к сотрудничеству с государственными и муниципальными заказчиками.
Минимальная доля закупок уходит из 44-го федерального закона. Правительство РФ устанавливает особенности определения начальной максимальной цены контракта на основании характеристик российских товаров, работ и услуг.
Заказчики также должны будут отчитываться о выполнении доли минимальных закупок, и эти отчеты необходимо размещать на сайте ЕИС.
Кроме того, Заказчики должны сотрудничать с вами при закупке товаров. И здесь важно не стать “вторым лишним” при рассмотрении заявок на аукцион. Это правило – “второй лишний” – применяется к промышленным товарам из перечня 617-го постановления, а к продукции радиоэлектроники — из перечня 878-го постановления.
Если есть хотя бы одна заявка с продукцией из реестра Минпромторга или стран ЕАЭС, все остальные заявки с иностранной продукцией отклоняются. Для подтверждения российского происхождения промышленных товаров нужно указать номера реестровых записей из соответствующего реестра Минпромторга.
Согласно пункту 2, заказчик отклоняет все заявки с предложениями о поставке промышленных товаров из иностранных государств, за исключением стран ЕАЭС, если есть хотя бы одна заявка с товарами из этих стран.
Для подтверждения российского происхождения радиоэлектроники из перечня 878-го постановления нужно указать номер реестровой записи из Единого реестра российской радиоэлектронной продукции в составе заявки. Если одна заявка соответствует требованиям извещения, все остальные заявки отклоняются.
Таким образом, чтобы не быть “вторым лишним”, необходимо декларировать номер реестровой записи из соответствующего реестра в составе заявки.
Теперь рассмотрим проект постановления, который будет действовать с 1 января 2025 года. Он ограничивает закупки иностранных товаров для государственных и муниципальных нужд, а также для отдельных видов юридических лиц.
Первый раздел перечня включает промышленную продукцию согласно 617-му постановлению, за исключением медицинской мебели и инвалидных колясок, которые перенесены в другие разделы.
Второй пункт — радиоэлектронная продукция из 878-го постановления. Часть медицинских изделий, таких как светильники, перешла в третью группу.
С 1 января 2025 года перечень будет включать лекарственные препараты и сельскохозяйственную продукцию.
Для подтверждения российского происхождения промышленной продукции нужно указать номер реестровой записи из реестра российской промышленной продукции.
В целом, механизм станет проще по 44-му федеральному закону, хотя по 223-му закону меры ужесточатся. Множество нормативно-правовых актов будут объединены в один перечень, что упростит работу.
Также до конца 2024 года действует правило “третий лишний” для закупок медицинских изделий. Согласно 102-му постановлению, с 2025 года это правило уйдет.
Важно, что по пункту 2 постановления, заказчик отклоняет все заявки с предложениями о поставке медицинских изделий из иностранных государств, если подано не менее двух заявок с предложением российской продукции с выпиской из реестра и удовлетворяющей требованиям заявок.
Для подтверждения российского происхождения товара с 1 января 2023 года необходимо предоставить номер реестровой записи из реестра российской радиоэлектронной продукции. Сертификат СТ-1 более не является подтверждением страны происхождения товара в соответствии с подпунктом “в” пункта 3 постановления Правительства РФ от 10.07.2019 № 878.
Четвёртый механизм «национального режима» также условно уходит, заменяясь другим.

Условия допуска товаров из иностранных государств для государственных и муниципальных закупок определяются приказом Минфина № 126.
Если правило “второй или третий лишний” не сработало, и остались заявки с иностранной продукцией, то победителю аукциона снизят предложенную цену на 15 или 20% в зависимости от перечня. Это невыгодно, так как вы уже участвуете в аукционе на снижение начальной максимальной цены контракта, но вам ещё снижают цену на 15%, если вы не подтвердили российское происхождение вашей продукции выпиской из реестра Минпромторга.

При подтверждённом российском происхождении товара механизм работает иначе: контракт заключается по предложенной вами цене без снижения.
До конца 2024 года механизм работает именно так, а с 1 января 2025 года он будет называться «преимуществом» и применяться к товарам российского происхождения, включая работы и услуги, выполняемые российскими лицами. Снижение ценового предложения участника закупки составит 15%. Если цена уже упала до нуля, то она останется на этом уровне.
Давайте рассмотрим, как это будет работать с 1 января 2025 года на примере.
Предположим, есть две заявки:
1. Первая заявка: цена — 310 тысяч рублей, товар — иностранный.
2. Вторая заявка: цена — 340 тысяч рублей, товар — подтвержденного российского происхождения.
Процесс оценки будет следующим:
1. Заявка с иностранным товаром оценивается по указанной цене — 310 тысяч рублей.
2. Заявка с российским товаром уменьшается на 15%:
— 340 тысяч рублей минус 15% равно 289 тысяч рублей.
Таким образом, при оценке заявок:
— Первая заявка: 310 тысяч рублей.
— Вторая заявка: 289 тысяч рублей.
Участник с российской продукцией несмотря на то, что его изначальная цена была выше, побеждает в оценке заявок, так как его цена после снижения на 15% оказалась ниже.
Важно отметить нюанс: контракт с победителем будет заключен по цене, предложенной им на аукционе, то есть за 340 тысяч рублей.
Подведем итоги
С 1 января 2025 года останутся три механизма «национального режима», одно постановление с общими кодами и подробным механизмом, а также исключениями из правил.
В данной статье мы рассмотрели общую схему механизма, его изменения и текущее состояние.
Предполагается, что с 1 января схема будет действовать следующим образом:
— Механизмы «национального режима» станут удобнее как для заказчиков, так и для участников закупок.
— Разбираться в них станет проще благодаря объединению множества нормативно-правовых актов в один документ.
Таким образом, с нового года работа с закупками станет более упорядоченной и понятной для всех участников процесса.
Разберем популярные вопросы по национальному режиму
1. Если при формировании начальной максимальной цены контракта заказчик ориентируется на реестровые записи из ГИСП и на нужный код ОКПД-2 есть только одна запись, как он может установить начальную цену? Будет ориентироваться по единственной записи и предложению?
Это действительно большая проблема для заказчиков.
Как решить эту ситуацию?
Многие товары отсутствуют в реестре Минпромторга, что создает трудности для заказчиков. Они часто не закупают такие товары, чтобы не нарушить закон.
Заказчики ожидают, что в ГИСП будет добавлено больше товаров. Несмотря на то, что процесс добавления идет, в реестре все еще отсутствуют многие нужные товары.
Мы консультируемся с региональными УФАС и согласовываем с Минпромторгом такие ситуации. В некоторых случаях заказчику приходится рисковать, особенно при квотировании. Постановление № 2014 требует предложения цены только среди предприятий с выпиской из реестра.
Чтобы закупить товар на аукционе, заказчику пришлось бы нарушить закон, поэтому проще заключить прямой контракт. Заказчик ищет нужный товар в реестре Минпромторга и закупает его как у единственного поставщика.
Со следующего года квотирование не будет распространяться на все закупки. Сохранится список, определенный в постановлениях ПП 2014 и ПП 2013, который будет перенесен в новое постановление по «Национальному режиму».
Заказчики должны будут запрашивать коммерческие предложения в ГИСП для всех товаров с преимуществами и ограничениями.
Поэтому всем, кто еще не в реестре Минпромторга, рекомендуется зарегистрироваться как можно скорее, чтобы заказчики могли запрашивать цены в ГИСП для закупок.
2. Что делать, если нужного кода ОКПД-2 нет в приложениях?
Эксперты Корстоун советуют.

Если интересующий код отсутствует во всех приложениях, необходимо детально изучить постановление, так как в нём могут быть укрупнённые коды, например, на уровне 6-ти, а не 9-ти знаков ОКПД-2.
Пример: Код 27.12.31 является укрупнённым и включает в себя множество более детальных кодов, таких как 27.12.31.111. Если нужного 9-ти значного кода нет, нужно рассмотреть укрупнённые коды.
Некоторые заказчики трактуют не укрупнённые коды, например, 27.11.10.110, как отсутствующие, и не устанавливают нормы «национального режима». Однако в таком случае при рассмотрении жалоб УФАС может потребовать соблюдения национального режима.
Если укрупнённых кодов также нет, потребуется более детальное разбирательство, выходящее за рамки данной статьи.
Будем следить за новыми рекомендациями и изменениями, чтобы правильно действовать в соответствии с новым национальным режимом с 1 января 2025 года.