1. Главная
  2. Блог
  3. «Национальный режим» и Федеральные законы № 44-ФЗ и № 223-ФЗ. Как успешно участвовать в закупках?

«Национальный режим» и Федеральные законы № 44-ФЗ и № 223-ФЗ. Как успешно участвовать в закупках?

22 декабря 2024
1681
Участие в государственных закупках по Федеральным законам № 44-ФЗ и № 223-ФЗ требует от предприятий строгого соблюдения процедур и глубокого понимания механизмов «национального режима». В данной статье мы рассмотрим, как использование выписки из реестра Минпромторга может повысить ваши шансы на победу в закупках. Вы узнаете, как избежать неприятных сюрпризов при рассмотрении заявок на аукцион и какие важные изменения в «национальном режиме» начнут действовать с 1 января 2025 года. Мы поможем вам разобраться со всеми сложностями и значительно ускорить подготовку и сбор документов для вашего проекта по получению статуса «российская промышленная (радиоэлектронная) продукция».

Вебинар "Национальный режим по 1875 Постановлению 2025 года" для производителей | Как теперь победить закупки по 44 и 223 ФЗ


Начнем с рассмотрения текущих норм, а затем перейдем к анализу предстоящих глобальных изменений. Важно понимать, как механизмы национального режима работают сегодня, чтобы успешно адаптироваться к новым правилам в следующем году. Начнем с электронных аукционов по 44-ФЗ, где на конкретном примере разберем, как функционирует национальный режим.




Почему именно 44-й федеральный закон и электронные аукционы?

Электронные аукционы лидируют по количеству проведенных процедур и объемам начальных максимальных цен контрактов. Они проводятся на восьми специализированных электронных площадках, все операторы которых собраны в единой информационной системе.

44-ФЗ важен, поскольку именно по нему государственные и муниципальные заказчики осуществляют закупки, регулируя основные финансовые потоки. Статья 14 44-ФЗ подробно описывает применение «национального режима» при закупках.

«Национальный режим» обязателен и регулирует товары, работы и услуги из иностранных государств. С 1 января 2025 года подзаконные акты утратят силу, и будет введен новый нормативно-правовой акт, объединяющий существующие документы, что на первых порах создаст сложности для заказчиков и участников аукционов.

До конца года действуют четыре механизма национального режима: запрет на допуск, ограничение допуска, квотирование и условия допуска, каждый из которых регулируется своим нормативно-правовым актом.

Например:

— 616-е постановление правительства – запрет на допуск для промтоваров.
— 617-е постановление правительства – ограничение допуска.
— Радиоэлектроника – 878-е постановление правительства.
— Медицинские изделия – 102-е постановление.
— Квотирование – 2014-е постановление правительства для 44-ФЗ и 2013-е постановление для 223-ФЗ.

Получается, что правительство РФ устанавливает запреты и ограничения на допуск иностранных товаров к закупкам по 44-ФЗ, а перечень таких товаров и условия их допуска определяет Минфин России.

Условия допуска регулируются приказом Минфина № 126-Н. С 1 января 2025 года подзаконные акты утратят силу, но останется правоприменительная практика, которая будет действовать на основе уточнённой статьи 14 44-ФЗ.

Принят федеральный закон № 318-ФЗ от 8 августа 2024 года, который вносит изменения в законодательные акты РФ и признаёт утратившими силу отдельные положения. Закон вступил в силу с 1 октября 2024 года, а новые правила «национального режима» заработают с 1 января 2025 года.

В 44-ФЗ и 223-ФЗ внесены изменения. Статья 14 44-ФЗ регулирует применение национального режима до конца 2024 года, а с 1 января 2025 года будет действовать новый механизм.

Сейчас применение национального режима прописано в каждом отдельном постановлении правительства, но с 1 января будет единый механизм. В 223-ФЗ также появилась статья о предоставлении «национального режима» при закупках.

Механизмы упрощаются:

1. «Запрет на допуск» меняется на «запрет закупок товаров».

2. «Ограничение допуска» меняется на «ограничение закупок товаров».

3. Квотирование заменяется новой мерой.

4. «Условия допуска» меняются на «преимущество».

Механизмы упрощаются

По 223-ФЗ с 1 января 2025 года будут действовать те же механизмы, что и в статье 14 44-ФЗ. Запрет на допуск промышленных товаров из иностранных государств устанавливается постановлением правительства № 616 от 30 апреля 2020 года. В проекте Минфина также предусмотрен запрет на закупки таких товаров с 1 января 2025 года.

Перечень товаров, к которым применяется запрет на закупки, идентичен перечню из постановления № 616. Запрет на закупки устанавливается в извещении о закупке, и заказчики будут руководствоваться новыми нормативно-правовыми актами.

Что же нужно приложить в заявке на участие в электронном аукционе?

В 616-м постановлении прописано, что подтверждением производства продукции на территории РФ является наличие сведений о такой продукции в Реестре Российской промышленной продукции, размещённой в Государственной информационной системе промышленности (ГИСП). Для продукции ЕАЭС — сведения в Евразийском реестре промышленных товаров.

Для участия в закупке необходимо указать номер реестровой записи из реестра Минпромторга, который можно найти в соответствующем реестре или выписке.

Запрет на допуск применяется как к конкурентным процедурам, так и к закупкам с единственным поставщиком, поэтому без заключения Минпромторга контракт не заключат. Заявки без реестровой записи будут отклоняться.

Электронный аукционЕсть исключения до конца года: числовые устройства, ручные электроинструменты, медицинские маски и вакуумные пробирки. Для аукционов с начальной максимальной ценой контракта менее 1 млн и ценой единицы товара до 300 тыс. руб. заказчик может не устанавливать запрет на допуск.

Важно детально проверять коды ОКПД-2 для исключений. Для заключения контракта требуется выписка из реестра Минпромторга.

В следующем году механизм останется прежним для 44-го федерального закона, но для 223-го федерального закона будет применяться новая мера для иностранных товаров и услуг.

Идём дальше.

Рассмотрим следующий механизм национального режима — квотирование. Оно применяется к товарам, перечисленным в постановлениях правительства, ограничивая допуск иностранных товаров. Практически все товары вошли в постановление № 2014.

Для заказчиков была установлена минимальная доля закупок российских товаров, которую они должны были соблюдать до конца 2024 года. С 1 января 2025 года эта мера уходит, и заказчики будут указывать характеристики российских товаров.

В проекте постановления собран перечень всех промышленных товаров. Заказчики будут ориентироваться на ГИСП, где размещены товары с выписками из реестра Минпромторга.

До конца года, если код товара попадает в перечень, они обязаны собирать коммерческие предложения у поставщиков с выпиской из реестра Минпромторга. Например, для покупки светильников, попадающих под квотирование, нужно смотреть ГИСП и запрашивать предложения только у производителей с выпиской из реестра российской промышленной продукции.

Это важно, так как заказчики будут искать поставщиков в ГИСП ещё до размещения графика закупки. Включение промышленной (в т. ч. радиоэлектронной) продукции в реестр Минпромторга — это единственно правильный путь к сотрудничеству с государственными и муниципальными заказчиками.

Минимальная доля закупок уходит из 44-го федерального закона. Правительство РФ устанавливает особенности определения начальной максимальной цены контракта на основании характеристик российских товаров, работ и услуг.

Заказчики также должны будут отчитываться о выполнении доли минимальных закупок, и эти отчеты необходимо размещать на сайте ЕИС.

Кроме того, Заказчики должны сотрудничать с вами при закупке товаров. И здесь важно не стать “вторым лишним” при рассмотрении заявок на аукцион. Это правило – “второй лишний” – применяется к промышленным товарам из перечня 617-го постановления, а к продукции радиоэлектроники — из перечня 878-го постановления.

Если есть хотя бы одна заявка с продукцией из реестра Минпромторга или стран ЕАЭС, все остальные заявки с иностранной продукцией отклоняются. Для подтверждения российского происхождения промышленных товаров нужно указать номера реестровых записей из соответствующего реестра Минпромторга.

Согласно пункту 2, заказчик отклоняет все заявки с предложениями о поставке промышленных товаров из иностранных государств, за исключением стран ЕАЭС, если есть хотя бы одна заявка с товарами из этих стран.

Для подтверждения российского происхождения радиоэлектроники из перечня 878-го постановления нужно указать номер реестровой записи из Единого реестра российской радиоэлектронной продукции в составе заявки. Если одна заявка соответствует требованиям извещения, все остальные заявки отклоняются.

Таким образом, чтобы не быть “вторым лишним”, необходимо декларировать номер реестровой записи из соответствующего реестра в составе заявки.

Теперь рассмотрим проект постановления, который будет действовать с 1 января 2025 года. Он ограничивает закупки иностранных товаров для государственных и муниципальных нужд, а также для отдельных видов юридических лиц.

Первый раздел перечня включает промышленную продукцию согласно 617-му постановлению, за исключением медицинской мебели и инвалидных колясок, которые перенесены в другие разделы.

Второй пункт — радиоэлектронная продукция из 878-го постановления. Часть медицинских изделий, таких как светильники, перешла в третью группу.

С 1 января 2025 года перечень будет включать лекарственные препараты и сельскохозяйственную продукцию.

Для подтверждения российского происхождения промышленной продукции нужно указать номер реестровой записи из реестра российской промышленной продукции.

В целом, механизм станет проще по 44-му федеральному закону, хотя по 223-му закону меры ужесточатся. Множество нормативно-правовых актов будут объединены в один перечень, что упростит работу.

Также до конца 2024 года действует правило “третий лишний” для закупок медицинских изделий. Согласно 102-му постановлению, с 2025 года это правило уйдет.

Важно, что по пункту 2 постановления, заказчик отклоняет все заявки с предложениями о поставке медицинских изделий из иностранных государств, если подано не менее двух заявок с предложением российской продукции с выпиской из реестра и удовлетворяющей требованиям заявок.

Для подтверждения российского происхождения товара с 1 января 2023 года необходимо предоставить номер реестровой записи из реестра российской радиоэлектронной продукции. Сертификат СТ-1 более не является подтверждением страны происхождения товара в соответствии с подпунктом “в” пункта 3 постановления Правительства РФ от 10.07.2019 № 878.

Четвёртый механизм «национального режима» также условно уходит, заменяясь другим.


Условия допуска товаров из иностранных государств для государственных и муниципальных закупок определяются приказом Минфина № 126.

Если правило “второй или третий лишний” не сработало, и остались заявки с иностранной продукцией, то победителю аукциона снизят предложенную цену на 15 или 20% в зависимости от перечня. Это невыгодно, так как вы уже участвуете в аукционе на снижение начальной максимальной цены контракта, но вам ещё снижают цену на 15%, если вы не подтвердили российское происхождение вашей продукции выпиской из реестра Минпромторга.

При подтверждённом российском происхождении товара механизм работает иначе: контракт заключается по предложенной вами цене без снижения.

До конца 2024 года механизм работает именно так, а с 1 января 2025 года он будет называться «преимуществом» и применяться к товарам российского происхождения, включая работы и услуги, выполняемые российскими лицами. Снижение ценового предложения участника закупки составит 15%. Если цена уже упала до нуля, то она останется на этом уровне.

Давайте рассмотрим, как это будет работать с 1 января 2025 года на примере.

Предположим, есть две заявки:

1. Первая заявка: цена — 310 тысяч рублей, товар — иностранный.
2. Вторая заявка: цена — 340 тысяч рублей, товар — подтвержденного российского происхождения.

Процесс оценки будет следующим:

1. Заявка с иностранным товаром оценивается по указанной цене — 310 тысяч рублей.
2. Заявка с российским товаром уменьшается на 15%:

— 340 тысяч рублей минус 15% равно 289 тысяч рублей.

Таким образом, при оценке заявок:

— Первая заявка: 310 тысяч рублей.
— Вторая заявка: 289 тысяч рублей.

Участник с российской продукцией несмотря на то, что его изначальная цена была выше, побеждает в оценке заявок, так как его цена после снижения на 15% оказалась ниже.

Важно отметить нюанс: контракт с победителем будет заключен по цене, предложенной им на аукционе, то есть за 340 тысяч рублей.

Подведем итоги

С 1 января 2025 года останутся три механизма «национального режима», одно постановление с общими кодами и подробным механизмом, а также исключениями из правил.

В данной статье мы рассмотрели общую схему механизма, его изменения и текущее состояние.

Предполагается, что с 1 января схема будет действовать следующим образом:

— Механизмы «национального режима» станут удобнее как для заказчиков, так и для участников закупок.

— Разбираться в них станет проще благодаря объединению множества нормативно-правовых актов в один документ.

Таким образом, с нового года работа с закупками станет более упорядоченной и понятной для всех участников процесса.

Разберем популярные вопросы по национальному режиму

1. Если при формировании начальной максимальной цены контракта заказчик ориентируется на реестровые записи из ГИСП и на нужный код ОКПД-2 есть только одна запись, как он может установить начальную цену? Будет ориентироваться по единственной записи и предложению?

Это действительно большая проблема для заказчиков.

Как решить эту ситуацию?
Курсор

Многие товары отсутствуют в реестре Минпромторга, что создает трудности для заказчиков. Они часто не закупают такие товары, чтобы не нарушить закон.

Заказчики ожидают, что в ГИСП будет добавлено больше товаров. Несмотря на то, что процесс добавления идет, в реестре все еще отсутствуют многие нужные товары.

Мы консультируемся с региональными УФАС и согласовываем с Минпромторгом такие ситуации. В некоторых случаях заказчику приходится рисковать, особенно при квотировании. Постановление № 2014 требует предложения цены только среди предприятий с выпиской из реестра.

Чтобы закупить товар на аукционе, заказчику пришлось бы нарушить закон, поэтому проще заключить прямой контракт. Заказчик ищет нужный товар в реестре Минпромторга и закупает его как у единственного поставщика.

Со следующего года квотирование не будет распространяться на все закупки. Сохранится список, определенный в постановлениях ПП 2014 и ПП 2013, который будет перенесен в новое постановление по «Национальному режиму».

Заказчики должны будут запрашивать коммерческие предложения в ГИСП для всех товаров с преимуществами и ограничениями.

Поэтому всем, кто еще не в реестре Минпромторга, рекомендуется зарегистрироваться как можно скорее, чтобы заказчики могли запрашивать цены в ГИСП для закупок.


2. Что делать, если нужного кода ОКПД-2 нет в приложениях?

Эксперты Корстоун советуют.
Курсор

Если интересующий код отсутствует во всех приложениях, необходимо детально изучить постановление, так как в нём могут быть укрупнённые коды, например, на уровне 6-ти, а не 9-ти знаков ОКПД-2.

Пример: Код 27.12.31 является укрупнённым и включает в себя множество более детальных кодов, таких как 27.12.31.111. Если нужного 9-ти значного кода нет, нужно рассмотреть укрупнённые коды.

Некоторые заказчики трактуют не укрупнённые коды, например, 27.11.10.110, как отсутствующие, и не устанавливают нормы «национального режима». Однако в таком случае при рассмотрении жалоб УФАС может потребовать соблюдения национального режима.

Если укрупнённых кодов также нет, потребуется более детальное разбирательство, выходящее за рамки данной статьи.

Будем следить за новыми рекомендациями и изменениями, чтобы правильно действовать в соответствии с новым национальным режимом с 1 января 2025 года.



Статьи по теме

Комментарии
Name
Email
Phone
Ваше имя
Оставить комментарий