1. Главная
  2. Блог
  3. Почему использование “чужих” выписок из реестра Минпромторга – плохая идея?

Почему использование “чужих” выписок из реестра Минпромторга – плохая идея?

18 декабря 2024
1123

Подпишитесь на наш телеграм-канал Профессионалы российскости | Corestone и будьте в курсе последних новостей о постановлениях кабмина РФ и правилах ТПП РФ.


Вернём деньги, если по нашей причине ТПП или МПТ откажет во внесении вашей продукции в реестр и застрахуем данные от утечки на 30 000 000 ₽

Реестры Минпромторга – это не просто формальность. Если ваша продукция присутствует в единственной в России легитимной базе данных отечественной промышленной продукции, вы получаете доступ к государственным закупкам, крупным тендерам, мерам господдержки. Но внесение в реестр российской промышленной продукции – процесс долгий и сложный. Нужно собрать документы, оформить каталог и заявку, пройти экспертизу и выездную проверку, учесть все тонкости законодательства.

На рынке работают специализированные компании, которые оказывают услуги по подготовке пакетов документов и формированию заявок на экспертизу для реестра Минпромторга – в сотрудничестве с ними все происходит быстрее и эффективнее, но за услуги приходится платить.

Возникает резонный вопрос: а нужно ли вообще вносить продукцию в реестр? Ведь можно взять номер “чужого” заключения и использовать его в своих документах: «100 раз так делал – и все нормально», – скажет скептик. Но действительно ли все так просто? И какие риски скрываются за этим трюком?

использование “чужих” выписок

Давайте разберемся, почему старые схемы больше не работают и к чему может привести игра против правил.

“Чужая” выписка из реестра – сегодня плохая идея

Почему использование выписок других производителей оказалось возможным? На этапе внедрения реестров контролирующая функция регулятора не работала должным образом. И тогда бизнес нашел лазейку: предприниматели стали использовать реестровые записи других производителей, при этом поставляя свою продукцию. До определенного момента это работало. Сейчас контроль существенно ужесточен. Еще в 2023 году стали внедряться обязательные проверки реестровых номеров в ГИСП. Усилен мониторинг со стороны организаторов торгов, используются автоматизированные системы для верификации данных.

Надежда на “авось” – плохой бизнес-план. Проверки соответствия поставляемой продукции и документации на нее становятся все более строгими, особенно при крупных закупках. Использование “чужого” заключения – это риск, который работает только до первого сбоя. А когда он случится, последствия могут оказаться гораздо серьезнее, чем кажется.

Задача проверять соответствие возложена в том числе и на заказчика. При закупке промышленной продукции заказчик обязан проверять номер выписки из Реестра российской промышленной продукции, чтобы подтвердить отечественное происхождение товара (с 1 июля 2024 года подтверждение производства продукции в России осуществляется не через заключения Минпромторга, а посредством выписки из реестра, которая беспрепятственно скачивается из системы ГИСП).

Порядок проверки реестрового номера:

  1. Получение номера от поставщика. Поставщик указывает реестровый номер продукции в своей заявке.

  2. Проверка номера в Реестре. Заказчик сверяет указанный номер с данными, размещенными в Государственной информационной системе промышленности (ГИСП) на сайте gisp.gov.ru. Для этого необходимо:

    • Перейти на сайт ГИСП.

    • Выбрать раздел «Реестр российской промышленной продукции».

    • Ввести реестровый номер или наименование продукции в поисковую строку.

    • Сравнить информацию о продукции и производителе с данными, предоставленными поставщиком.

ВАЖНО: Заказчик должен убедиться, что реестровый номер соответствует заявленной продукции и производителю. Если обнаружены несоответствия или сомнения в подлинности данных, у поставщика запрашивают дополнительные подтверждающие документы или обращаются в Минпромторг.

Компании, проводящие закупки, заинтересованы в том, чтобы их сделки соответствовали закону. Они не хотят рисковать собственной репутацией и финансами. Проверки стали жестче, а требования к прозрачности – выше. «Серые» схемы рано или поздно будут разоблачены, вопрос лишь в том, когда это произойдет.

Какие последствия грозят нарушителям

Использование недостоверных реестровых документов – это стратегический просчет, который может обернуться серьезными последствиями для компании. Если нарушение будет выявлено и подтверждено, последуют санкции – от аннулирования текущих контрактов до попадания в черный список и остановки бизнес-процессов. Рассказываем об основных рисках.

Попадание в “черный список” поставщиков

“Черный список” поставщиков ведет Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Это реестр компаний, которым запрещено участвовать в государственных закупках на срок до двух лет. Попасть в него легко – достаточно одного нарушения. Чтобы выйти из списка, нужно дождаться окончания двухлетнего срока.

Чем это грозит?

  1. Запрет на участие в государственных закупках на срок до двух лет. Результат – потеря доступа к крупным и стабильным контрактам, которые составляют значительную долю доходов многих предприятий.

  2. Потеря доверия со стороны частных клиентов. Многие коммерческие заказчики проверяют поставщиков на наличие в РНП. Если компания в списке, заключать с ней договор никто не спешит.

  3. Сложности с выходом из списка. Выйти из черного списка можно только по истечении установленного срока (два года). Обжаловать решение можно через суд, но для этого нужно доказать, что внесение в список было ошибочным.

Попадание в черный список – это не только временная потеря контрактов, но и долгосрочные проблемы для бизнеса. Чтобы избежать таких последствий, важно следовать правилам и участвовать в закупках честно.

Попадание в реестр означает фактическую изоляцию компании от госзаказов. Многие частные клиенты тоже отказываются работать с поставщиками из “черного списка”, опасаясь рисков. Для компании это не просто удар по репутации – это угроза ее существованию.

Огромные штрафы

Нарушение правил закупок карается серьезными штрафами. Суммы варьируются в зависимости от характера нарушения:

  • За предоставление недостоверных документов – до 500 тысяч рублей;

  • За нарушение требований законодательства о закупках – до 2 миллионов рублей;

  • Дополнительные штрафы могут накладываться на руководителей компании (до 50 тысяч рублей).

Эти суммы – не предел. Если нарушение влечет за собой судебное разбирательство, расходы на юристов и компенсации могут многократно возрасти.

Проверки прошлых сделок со стороны прокуратуры

Пойманная на нарушении компания автоматически попадает под пристальное внимание прокуратуры. Проверяется все: от текущей сделки до всех предыдущих контрактов.

Как это работает?

  1. Прокуратура начинает проверку документации по текущей сделке.

  2. Если выявлены нарушения, изучаются все сделки за последние несколько лет.

  3. Каждого контрагента начинают проверять на предмет аналогичных нарушений.

В результате это может привести к массовым доначислениям штрафов, отмене контрактов и даже возбуждению уголовных дел в случае мошенничества.

Вердикт: бизнес рассматривает использование чужих реестровых записей как способ сэкономить время и деньги. Но цена этой «экономии» – огромные штрафы, запрет на участие в закупках, репутационные потери и проблемы с законом. Стоит ли рисковать всем бизнесом ради кратковременной выгоды?

“Национальный режим” в закупках – что изменится с 1 января 2025 года?

С 1 января 2025 года вступят в силу изменения в законе 223-ФЗ, регулирующем закупки отдельными юридическими лицами. Что нового ждет бизнес? С 2025 года приоритет российских товаров, услуг и работ станет обязательным не только для государственных закупок, но и для частных тендеров.

Поправки наделяют Правительство РФ следующими полномочиями:

  • Поддержка российских компаний. При выборе победителя тендера цена российских предложений будет автоматически снижаться на 15 % для оценки. Однако победитель торгов сможет рассчитывать на заключение контракта по указанной им цене. Товар можно заменить только на аналоги российского производства.

  • Ограничение импорта. Если в тендере есть подтвержденный реестром российский товар, который соответствует условиям, выбрать импортный нельзя. Менять российскую продукцию на иностранную также запрещено.

  • Запрет на импорт. В некоторых случаях закупать иностранные товары или услуги будет полностью запрещено. Искать придётся только из числа официально подтвержденной российской продукции отечественных производителей.

До декабря 2024 года заказчикам нужно обновить типовые положения о закупках и разместить их в Единой информационной системе (ЕИС). Если компания использует индивидуальные положения, их нужно будет обновить до января 2025 года. С начала года все закупки обязаны учитывать правила “Национального режима”.

Последствия для бизнеса

Использование чужих заключений или попытки обойти новые правила станут еще более рискованными. Ужесточение контроля и унификация требований приведут к тому, что любые несоответствия будут выявляться быстрее, а санкции за нарушения станут серьёзнее.

Чтобы успешно адаптироваться к новым условиям, компаниям рекомендуется:

  • Актуализировать внутренние процедуры закупок. Обеспечить соответствие новым требованиям национального режима, внести изменения в положения о закупках и обучить сотрудников.

  • Подготовить подтверждающие документы. Заблаговременно получить необходимые сертификаты и включить продукцию в реестры российской промышленной (радиоэлектронной) продукции, чтобы официально подтвердить статус продукции как “российская”.

С 2025 года участники закупок обязаны отчитываться о доле закупленной российской продукции. Первый отчет нужно будет подать до 1 февраля 2026 года, включив данные за 2025 год из реестров договоров и контрактов.

Что нужно успеть до 2025 года

Для подготовки к изменениям необходимо:

  1. Обновить положения о закупках и внести их в ЕИС.

  2. Включить требования “О национальном режиме” в извещения о закупках.

  3. Автоматизировать процессы документооборота и обеспечить наличие электронной подписи для участия в торгах.

Эти меры позволят адаптироваться к новым требованиям и избежать нарушений, которые могут грозить крупными штрафами и проверками.

Как не поставить бизнес под угрозу

Закупки – это всегда баланс между возможностями и рисками. На первый взгляд кажется, что обходные пути работают: “чужие” заключения, формальности в документах, «серая зона». Но реальность показывает, что подобные схемы – не больше, чем временная уловка, которая оборачивается большими проблемами.

Сегодня требования к закупкам становятся строже, а контроль – жестче. Использование реестровых записей сторонних производителей, игнорирование реестров как таковых, попытка сэкономить на легитимных процедурах приводят к серьезным последствиям: от потери контрактов до крупных штрафов и приостановки деятельности.

Лучшее решение – играть по правилам. Внесение производимой продукции в Реестр российской промышленной продукции и Единый реестр российской радиоэлектронной продукции – это не только защита от проверок и штрафов, но и реальная возможность развивать бизнес, участвовать в крупных тендерах, получать поддержку государства и строить долгосрочные партнерства.



Комментарии
Name
Email
Phone
Оставить комментарий


Страхование от утечки данных и гарантия конфиденциальности


100 % защита конфиденциальных данных клиента.
  • Подпишем NDA
  • Электронный обмен по защищенным каналам связи
  • Несем финансовую ответственность и страхуем риски заказчиков от утечки информации на 30 000 000 RUB