Россия, технологически зависимая от импорта, не имеет полноценного суверенитета.
Челпаченко С.А.
Сегодня российское производство — тренд на отечественном рынке. Это касается любой продукции от карандашей до нефтяных платформ. Подтверждение российского происхождения товаров способствует укреплению позиций компании среди конкурентов, повышает доверие потребителей, а также открывает возможности для заключения выгодных госконтрактов и получения мер государственной поддержки бизнеса.
Российскость - начало
По инициативе Министерства промышленности и торговли РФ (МПТ РФ) в 2011 году запустило процедуру подтверждения российского происхождения телекоммуникационного оборудования для критической инфраструктуры РФ приказ Минпромторга РФ N 1032, Минэкономразвития РФ N 397 от 17.08.2011. В результате была отработана практика отнесения изделий к продукции российского происхождения. Инициатива была признана успешной.
В 2014 году коалиция западных стан ввела первый пакет ограничительных санкций против Российской Федерации. В ответ на санкции РФ приступила к активному импортозамещению критически важных продукций и технологий, что было регламентировано в Постановлении Правительства РФ от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства российской промышленной продукции" (Постановление), и сопутствующими см. приложение №1.
Факт импортозамещения продукции стал подтверждаться заключением о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выдаваемым Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (МПТ РФ).
Оператором Постановления (контроля факта выполнения требований Правительства) была назначена Торгово-промышленная Палата Российской Федерации (ТПП РФ) и её региональные представительства.
Российскость – российское происхождение продукции, статус российского производителя представляет собой заключение Минпромторга РФ о подтверждении производства продукции на территории РФ или подтверждение Минцифры РФ о включении программного обеспечения в Реестр отечественного ПO.
Изначально процедура подтверждения российскости, описанная в Постановлении, была крайне тяжелая для исполнения, бюрократическая и открыла возможность экспертам и GR-специалистам на местах влиять на исход решения и скорость прохождения экспертизы.
Планы Правительства по импортозамещению нацелены на углубление импортозамещения технологических цепочек, и охватывают все отрасли страны, соответственно тяжёлая бюрократическая процедура подтверждения российскости продукции не способствовала темпам импортозамещения и тормозила развитие экономики.
Цифровой успех Минпромторга РФ
Правительство России, пришедшее в 2020 году, взяло курс на цифровизацию экономики. Пришла цифровизация и в импортозамещение - подтверждение российскости продукции. В течение нескольких лет МПТ, ТПП РФ и Фонд развития промышленности развернули процесс подачи заявки для подтверждения российскости продукции на базе Государственной информационной системы промышленности (ГИСП).
Подводя промежуточный итог цифровизации процесса подтверждения российскости продукции, можно с уверенностью отметить, что это образец успешного и упорного сотрудничества нескольких ведомств, который привел к усилению экономики и повышению технологической безопасности страны.
Внедрение цифровых технологий позволило сделать высоко бюрократический процесс подтверждения прозрачным, управляемым, увести до минимума человеческий фактор. Снизило критическую зависимость от «решал» на местах и конкретных исполнителей, превратив их в операторов бюрократического процесса.
Курс Правительства РФ на цифровизацию процесса подтверждения российскости продукции принес следующие результаты
Прозрачность процедуры. Теперь всем участникам процесса понятно на каком этапе находится заявка, кто ответственный, есть ли простой по срокам рассмотрения заявки и по какой причине.
Управляемость процесса. Операторы процесса (МПТ РФ и ТПП РФ) на всех уровнях получили инструмент управления качеством и скоростью оказания услуг
Систематизация контроля требований. Систематизация и стандартизация методологии подтверждения российскости позволило выровнять подготовку специалистов, осуществляющих экспертизу.
Уберизация экспертизы. Цифровизация дала возможность подключать удаленных экспертов ТПП и таким образом балансировать нагрузку в системе, сокращать простои.
Ушла зависимость от человека на местах в силу того, что эксперты перестали быть принимающими решение «быть или не быть», а стали операторами процесса
Ушло лоббирование. Прозрачность на каждом этапе, стандартизация и цифровизация убрали из системы нерыночную, несправедливую конкуренцию.
Цифровизация технологических цепочек. Государство получило возможность цифровизовать технологические цепочки до уровня технологических операций. Только в химической отрасли было выявлено и оцифровано сорок технологических макроцепочек.
Роль Минпромторга РФ в продвижении отечественных производителей
Чтобы подтвердить российскость, компаниям необходимо получить заключение Минпромторга РФ. Это федеральный орган, который разрабатывает нормы регулирования в сфере промышленности и других отраслях экономики.
Минпромторг ведет два локализованных реестра — радиоэлектронной и промышленной продукции, а также самостоятельно устанавливает требования к товарам и проводит экспертизу компаний, которые их изготавливают. Внесение продукции в эти реестры открывает возможности отечественным производителям для получения преференций от государства.
Очевидные плюсы включения продукции в реестры Минпромторга РФ
Официальный статус российского производителя позволяет компаниям участвовать в национальных проектах по импортозамещению, претендовать на субсидии и налоговые льготы, а также обеспечивает:
|
Кроме того, включение продукции в реестры дает право на использование более чем 200 мер господдержки бизнеса. Сюда относятся: субсидии на компенсацию части затрат на пилотные партии средств производства, субсидии производителям спецтехники и лизинговым компаниям, снижение ставок по коммерческим кредитам, возврат части уплаченных банку процентов и другие привилегии.
Процедура подтверждения российского производства продукции
Чтобы воспользоваться всеми преимуществами, доступными официальному отечественному производителю, потребуется пройти сложную многоэтапную процедуру:
Проанализировать нормативно-правовую базу. Определить коды ОКПД 2 и ТН ВЭД, выявить установленные требования к продукции.
Настроить личный кабинет в ГИСП. Зарегистрироваться, подтвердить электронную подпись, заполнить каталог товаров, пройти валидацию и модерирование.
Собрать пакет документов. Подготовить копии устава, справки по оборудованию и персоанлу, конструкторскую и технологическую документацию, справки о сырье, и другие необходимые материалы в соответствии с требованиями Постановлений правительства №№ 719, 616, 878.
Подать заявление в ТПП. Направить документы с описью для получения Акта экспертизы, Акт экспертизы на компоненты, Акт о проведении оценки или Сертификата СТ-1.
Пройти экспертизу ТПП. Получить заключение о проведении камеральной и выездной проверки, при необходимости внести корректировки в пакет документов и предоставить недостающие сведения.
Подать заявление в Минпромторг РФ. Пройти проверку, после которой министерство подтвердит российское производство продукции и внесет ее в реестр.
Вся процедура строго регламентирована и при профессиональном подходе занимает в среднем от шестьдесят дней. Но часто процесс затягивается до полугода и более. 94% задержек возникает на стороне заявителя, 88% причин связаны с ошибками в документации, предоставляемой в уполномоченные органы.
Несоблюдение установленных правил затрудняет включение продукции в реестры
Торгово-промышленная палата РФ (ТПП РФ) и Минпромторг РФ тщательно проверяют полноту и корректность сведений компаний и направляют мотивированный отказ при нарушении требований.
Частые причины возврата заявления:
25% — неточности в конструкторской и технологической документациях.
20% — ошибки в документах подрядчиков.
10% — отсутствие подтверждений российского происхождения комплектующих.
5% — неверный код ОКПД 2, т.е. стратегия включения продукции в реестр
5% — неправильное оформление заявления.
Чтобы успешно пройти процедуру, потребуется детально изучить все законодательные нюансы и досконально проверить документацию компании. Но даже после этого получить заключение Минпромторга РФ с первого раза без релевантного опыта будет сложно.
Способ пройти процедуру максимально быстро
Самостоятельное прохождение процедуры включения продукции в реестры Минпромторга РФ вполне возможно, но такой подход часто сопровождается потерей времени, денег и другими рисками.
Отследить постоянно обновляющиеся требования сложно. Только за 2023 год в соответствующее законодательство было внесено более 250 изменений.
Самостоятельное оформление заявления тормозит работу компании. Сотрудники без необходимого опыта в подготовке документов тратят время в ущерб основной деятельности.
Каждое повторное обращение в ТПП обходится в среднем 95 000 руб. После обнаружения первой ошибки в документах ТПП и Минпромторг РФ возвращают заявку на доработку без ее полного рассмотрения. Компаниям приходится платить за каждую консультацию в ТПП для выяснения причин отказа и способах их устранения.
Неверное заполнение ГИСП закрывает доступ к тендерам. Пока производитель теряет время, его конкуренты уже заключают выгодные госконтракты.
Есть риск утечки данных. Неосторожное использование документов компании сотрудниками способно нарушить конфиденциальность сведений.
Чтобы пройти проверку без возвратов заявки на доработку, риска выбора неправильных кодов ОКПД 2 и ошибочного сценария экспертизы, повторных обращений и стресса, производители обращаются за помощью к специалистам с подтвержденным опытом и схожей отраслевой спецификой кейсов.
![]() |
Подготовка и сопровождение документов в ТПП
от 100 000 RUB
|
![]() |
Помощь в разработке конструкторской и технологической документации
от 8 000 RUB
|
![]() |
Дорожная карта локализации для ПП РФ № 719, 878
от 100 000 RUB
|
![]() |
Консультации эксперта
от 10 000 RUB
|
![]() |
Подбор мер господдержки
от 100 000 RUB
|
![]() |
Пакет «Внесение в реестр – услуга под ключ»
Стоимость можно уточнить у экспертов
|
Технологический GR - для экспертов нет безвыходных ситуаций
Профессиональная помощь особенно важна производителям, когда получить заключение Минпромторга РФ нужно срочно. Эксперты рынка с 2020 года поддерживают отечественных производителей в рамках внесения продукции в реестры.
Над каждым проектом заказчиков работает профессиональная команда специалистов технологического GR, которая:
Анализирует текущую ситуацию, выявляет риски и разрабатывает несколько планов действий локализации технологических операций.
Разрабатывает стратегическую дорожную карту локализации технологий и изделий с учетом планов правительства, коммерческой стратегии компании и финансовых возможностей производителей
Формирует каталог товаров в ГИСП с оптимизацией под коммерческую стратегию компании и госзакупки.
Помогает подготовить пакет документов в соответствии с установленными требованиями.
Сопровождает прохождение экспертизы и ведет переговоры с ТПП и Минпромторгом РФ.
Весь процесс при поддержке специалистов технологического GR занимает от трех до шести месяцев и позволяет компаниям экономить от 1 800 000 ₽ по сравнению с самостоятельным прохождением процедуры.
Специалисты технологического GR помогают обойти любые препятствия и внести продукцию в реестр даже после отказа ТПП. На текущий момент в реестр продукцию внесли свыше 2500 тысяч компаний. Общее количество наименования продукции, внесенной в реестр, исчисляется миллионами.
Цифровизация породила новое поколение GR-провайдеров
Цифровизация процедуры подтверждения российскости параллельно сопровождалась ужесточением требований к локализации продукции, углублению технологических цепочек и повышению стандартов оформления документации.
Это привело к появлению на рынке нового поколения GR-провайдеров - цифровых GR-компаний. Первопроходцем на рынке стала компания Корстоун, которая первой уловила заданный Правительством тренд на цифровизацию процедур и построила федеральную компанию, оказывающую GR-услуги по сопровождению участников рынка при подтверждении российскости полностью в цифровом формате.
Цифровая среда диктует новые требования к исполнителям на стороне российских производителей, качеству подготовки документов, а углубление требований и разветвлённость законодательства сильно повысило требования к компетенциям инженерно-технического состава (ИТР) в компаниях заявителях.
Это стало стимулом для развития рынка услуг, формированию новых рыночных ниш, например появлюсь первый цифрового учебного центра «Академии Российскости» (российскость.рф), который проводит повышение квалификации ИТР в части подтверждения российского происхождения продукции по всем отраслям экономики. Другим примером новой ниши услуг, стало появление профильных технологических бюро, специализирующихся на подготовке конструкторской и технологической документацию для задач импортозамещения и подтверждения российскости провокации, первопроходцем и ярким примером стало «Конструкторско-технологическое бюро 1440».
Выводы радужные или обнадеживающие? (правильное подчеркнуть)
Анализ предприятий, которые прошли процедуру подтверждения российскости показал, что скорость роста этих компаний выше, чем в среднем по рынку.
Цифровизация тяжелых бюрократических государственных процессов приводит к стимулированию экономики, повышению конкуренции, усилению технологической безопасности страны, созданию новых рыночных ниш.
Главные эффекты достигнутые, благодаря политике импортозамещения
Иностранные производители покинули российский рынок, что открыло от 30% до 98% рынка Российским производителям.
Активизировался перенос производств, интеллектуальных прав, технологий, компетенций из-за рубежа в юрисдикцию России.
Начали восстанавливаться технологические цепочки во всех отраслях, до этого не было практически ни одной полностью локализованной технологической цепочки ни в одной из отраслей экономики РФ.
Прозрачность технологических цепочек для Правительства, что позволило очень точно проводить меры поддержки критических технологий.
Обращает на себя внимание, что импортозамещение стимулировало спрос на специалистов в специальностях, активно участвующих в локализации продукции:
Специалисты по технологическому маркетингу – поиск и обоснование перспективных ниш для освоения, особенно после ухода иностранных производителей;
Конструкторы и технологи – проектирование будущих продуктов, изделий, и технологий;
Инженерно-технический персонал – локализация и освоение производства;
GR-специалисты – привлечение мер господдержки, технологический GR;
Специалисты по рекламе и маркетингу – продвижение на рынке новых продуктов и услуг.
Стимулирование производителей подтверждать российскость продукции, оказывает стимулирующий эффект для экономики в следующих направлениях
Повышается производственная дисциплина и культура ведения производства, что создает устойчивые компании и технологические цепочки.
Активизировалась локализациям новых технологий в юрисдикции РФ;
Растут компетенции у российских производителей в новых направлениях;
Стимулирование производителей к кооперации для встраивания или построения заново технологических цепочек;
Добавленная стоимость производителей остается в России;
Создается технологическая база для технологического суверенитета страны.
Открывается большое поле деятельности для бизнес-сообществ, т.к. есть возможность объединять в общие цепочки производителей, тем самым усиливать каждое сообщество.
Регионы, которые начали поддерживать локализацию продукции региональных производителей получат преимущество, т.к. придут инвесторы на локальный рынок регионов. Зарубежные поставщики, например, производители радиоэлектронного оборудования, из Китая, все чаще планируют выход на Российский рынок с учетом необходимости локализации технологий в РФ и встраивания в уже существующие технологические цепочи. Что ведет в первую очередь к тому, что приносятся на рынок новые компетенции и создаются рабочие места.
Включение товаров в реестр российской промышленной продукции | Самостоятельно | С Corestone |
Срок реализации проекта | до 18 месяцев | ~ 2 месяца |
Оплата услуг | 0 RUB | ~ 300 000 RUB |
Зарплата штатным сотрудникам | ~ 360 000 RUB* | ~120 000 RUB |
Оплата услуг ТПП за каждое повторное обращение | от 50 000 RUB | 0 RUB |
Упущенные выгоды — проигранные тендеры | от 500 000 RUB | 0 RUB |
Итого | от 910 000 RUB | ~до 420 000 RUB |
*Два работника с зарплатой 60 тыс. RUB на срок 6 месяцев
Приложение
№44-ФЗ — Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
№223-ФЗ — Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 N 223-ФЗ.
ПП РФ №719 — Постановление правительства РФ от 17 июля 2015 г. N 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации».
ПП РФ №616 — Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства".
ПП РФ №617 — Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
ПП РФ №878 — Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
ПП РФ №982 — Постановление Правительства РФ от 01.12.2009 N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии".
ПРИКАЗ Минпромторга РФ N 1032, Минэкономразвития РФ N 397 от 17.08.2011
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПАРАМЕТРОВ, В СООТВЕТСТВИИ СО ЗНАЧЕНИЯМИ КОТОРЫХ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОМУ ОБОРУДОВАНИЮ, ПРОИЗВЕДЕННОМУ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, МОЖЕТ БЫТЬ ПРИСВОЕН СТАТУС ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ РОССИЙСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ, МЕТОДИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗНАЧЕНИЙ ПАРАМЕТРОВ, В СООТВЕТСТВИИ С КОТОРЫМИ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОМУ ОБОРУДОВАНИЮ, ПРОИЗВЕДЕННОМУ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, МОЖЕТ БЫТЬ ПРИСВОЕН СТАТУС ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ РОССИЙСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ, ПОРЯДКА ПРИСВОЕНИЯ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОМУ ОБОРУДОВАНИЮ, ПРОИЗВЕДЕННОМУ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СТАТУСА ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ РОССИЙСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ И ЕЖЕГОДНОГО ПОДТВЕРЖДЕНИЯ ТАКОГО СТАТУСА"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 14.10.2011 N 22057)
Глоссарий
МПТ — Министерство промышленности и торговли Российской Федерации— федеральный орган исполнительной власти России, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплекса, а также в области развития авиационной техники, технического регулирования и обеспечения единства измерений, а также функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное регулирование внешнеторговой деятельности.
Реестр — Реестр российской промышленной продукции. Включает в себя промышленные товары, произведенные в РФ, и имеющие действующие Заключения Минпромторга России о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации.
ТПП РФ — Торгово-промышленная палата России (ТПП России) —российская торговая палата, добровольное негосударственное объединение предпринимателей, действующее в соответствии с особым федеральным законом. Объединяет более нескольких сотен территориальных торгово-промышленных палат и прочих объединений и ассоциаций российских предпринимателей, также её непосредственными членами являются отдельные коммерческие и некоммерческие организации.
ТПП региональное — Союз Торгово-промышленной палаты России в регионе (районе, городе), непосредственно осуществляющий экспертизы и др. мероприятия в поддержку предпринимателей на местах.
ГИСП — государственная информационная система промышленности, содержащая информацию о состоянии отраслей промышленности и прогнозе их развития, размещенная в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу – https://gisp.gov.ru;
ОКПД-2 — Общероссийский Классификатор Продукции по видам экономической Деятельности. Каждый товар, который производят или услуга, которую оказывают, соответствуют определенной позиции из ОКПД2. Система стандартизации продукции в России построена на основе классификации, принятой в странах ЕЭС.
ТН ВЭД — товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза. Это классификатор, используемый для проведения таможенных операций специалистами по таможенному оформлению и сотрудниками таможенных органов. Код состоит из десяти цифр. Первые две обозначают код группы товара, четыре цифры – товарную позицию, шесть цифр – субпозицию, а весь код раскрывает под субпозицию.
Российскость – российское происхождение продукции, статус российского производителя представляет собой заключение Минпромторга РФ о подтверждении производства продукции на территории РФ или подтверждение Минцифры РФ о включении программного обеспечения в Реестр отечественного ПO.
Инженерно-технический работник (ИТР) — это специалист, который занимается организацией технологического процесса и руководством производственных процессов.
АЭ — акт экспертизы — акт экспертизы о соответствии производимой промышленной продукции требованиям, предъявляемым в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории Российской Федерации, предусмотренным приложением к Постановлению № 719.
Акт экспертизы на компоненты — акт экспертизы, подтверждающий выполнение технологических операций, предусмотренных приложением к Постановлению № 719 в отношении компонентов (конструктивные узлы (комплектующие) промышленной продукции) и оцениваемых совокупным количеством баллов.
СТ-1 — сертификат СТ-1 — сертификат о происхождении товара формы СТ-1, в соответствии с которым Российская Федерация является страной происхождения товара (промышленной продукции), отвечающего критериям, установленным Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 года.
Экспертное заключение — приложение и неотъемлемая часть Сертификата СТ-1, описывающая результаты экспертизы по определению страны происхождения товара. Выдается Торгово-промышленной палатой РФ вместе с Сертификатом СТ-1
Заключение МПТ — заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выдаваемое Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с Постановлением № 719.