Реестр и баллы: обязательные элементы заявки
Бомбырь отметил, что при закупке товаров, включённых в перечни к Постановлению № 1875, заказчики обязаны строго следовать механизму подтверждения российского происхождения. Применение национального режима непосредственно связано с внесением продукции в реестр Минпромторга по Постановлению № 719.





Один товар — одна страна происхождения
Отдельный акцент был сделан на невозможности указания в заявке нескольких стран происхождения или нескольких номеров из реестра. Согласно разъяснению ФАС и Минфина, действующее законодательство (в том числе Закон №44-ФЗ) требует чёткой привязки каждой позиции к одной стране происхождения и одному подтверждённому номеру из реестра. Отклонение от этого правила — нарушение.
Примеры нарушений из практики ФАС
В ходе выступления Бомбырь привёл конкретные примеры жалоб и нарушений:

Защита рынка требует точности
ФАС подчеркивает: реализация национального режима — это не формальность, а мощный инструмент защиты внутреннего рынка. Однако пользоваться этим инструментом необходимо строго по закону: все требования — к происхождению, КТРУ, ограничениям, преференциям — должны исполняться буквально. Попытки обойти правила не допускаются."Конференция в Перми стала площадкой для оценки результатов применения Постановления №1875 и одновременно — возможностью выявить проблемные зоны в практике закупок. Это поможет Минпромторгу, ФАС, заказчикам и поставщикам совершенствовать механизм национального режима", - подвел итог Дмитрий Бомбырь :
19 июня вступили в силу изменения в Постановление №1875, утверждённые Постановлением Правительства №879. Ожидается, что развитие нормативной базы будет продолжено с учётом практики и обратной связи от участников рынка.

________________________________________
Не «режимом» единым

1. Доступ к мерам поддержки — включённая в реестр продукция учитывается в субсидиях.
2. Развитие кооперации — компоненты из реестра привлекательны для партнёров.
3. Анализ поставок — помогает выявить зависимости и перейти на отечественные аналоги.
4. Интерес инвесторов — статус российского производителя снижает риски финансирования.
5. Защита от жалоб — реестровая запись снижает вероятность оспаривания контрактов.
6. Улучшение качества документации — подготовка к экспертизе усиливает производственные процессы.
7. Навыки работы с госорганами — формируется опыт взаимодействия с госорганами.
8. Доступ в госкорпорации — продукция из реестра — часто условие попадания в перечни поставщиков крупных заказчиков.
9. Преимущества в тендерах — российское происхождение даёт дополнительные баллы по неценовым критериям.
10. Приоритет на полках ритейла и маркетплейсов — ожидается, что с конца 2025 года товары из реестра будут продвигаться через «национальную полку».
Включение в реестры — это стратегический шаг. Оно формирует не только конкурентное преимущество, но и устойчивость бизнеса в новой экономической реальности.